-
Фото: globallookpress.com/Roman Denisov, Роман Денисов
Утром 1 августа в Калининграде приземлился специальный самолет, который ранее задействовали при обменах заключенными между Россией и США. Судя по всему, между Россией и Западом произошел масштабный обмен заключенными, которые были осуждены по «политическим» статьям. Что это может предвещать мнения экспертов самые разные.
Борт RA 61727 в декабре 2022 года использовали при обмене Виктора Бута на Бритни Грайнер. Самолеты Ан 148 с бортовыми номерами RA 61712 и RA 61716 ранее использовали при обмене Константина Ярошенко на американского студента Тревора Рида в апреле 2022 года и при обмене украинской летчицы Надежды Савченко на Евгения Ерофеева и Александра Александрова в 2016 году. Борты RA 61727 и RA 61712 считаются самолетами, обслуживающими задачи ФСБ.
Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda
Также известно, что два самолета Ту 204 специального летного отряда «Россия» вылетели из «Внуково» в сторону Турции, следует из данных сервиса Flightradar.
Кого на кого меняют?
Масштабный обмен заключенными между США, Россией и другими странами происходит прямо сейчас в аэропорту Анкары, утверждает CNN по информации своих источников.
Ранее источники утверждали, что президент России Владимир Путин якобы издал семь засекреченных указов, которые могут содержать помилования «политзэков» в обмен на российских спецагентов, находящихся за рубежом.
Как утверждает телекомпания CBS, в обмене заключенными между Россией и Западом фигурирует участвовавший в спецзадании в Берлине Вадим Красиков.
Вместо него заинтересованные страны, вероятно, получат всех своих заключенных, находившихся в России. Судя по всему, США решили вытащить из-за решетки и российских оппозиционеров в том числе Яшина и Кара-Мурзу.
Всего в обмене фигурируют 24 человека, как сосчитали независимые эксперты. Таким образом, это самый масштабный обмен за последнее время. Предвещает ли он кардинальные перемены в политике? Если да, то что еще это может быть, кроме мирного договора между Россией, Украиной и стоящим за ней коллективным Западом?
Инсургенты в обмен на офицеров
Политолог Сергей Марков считает, что «таинственное исчезновение» осужденных действительно связано с процессом обмена. Обмен уже состоялся не только в политическом, но и в практическом смысле – это подтверждает публикация Bloomberg, в которой говорится, что Россия освободила репортера WSJ Эвана Гершковича и бывшего морского пехотинца США Пола Уилана в рамках обмена осужденными.
Фото: globallookpress.com/Bulkin Sergey
«Между Россией и США идет обмен агентами. Мы возвращаем домой честных офицеров. Они же забирают политическую агентуру, людей, которые занимались политикой в интересах враждебных России государств, получали деньги от враждебных стран. То есть действовали в интересах врага. И да, нужно прямо сказать, что в России нет политических заключенных. На территории нашей Родины присутствуют политики, которые действуют не в интересах народа России, а в интересах зарубежных государств. А значит, нарушают закон. Естественно, их начальники, того же Яшина* или Кара-Мурзу* называют их политическими заключенными», – заключил Сергей Марков.
Обмен всегда возможен: «своих» надо вытащить
Политолог Михаил Макаров назвал ситуацию «штатной», поскольку «обмен возможен всегда». Вопрос заключается только в том, что широкой общественности об этом становится известно уже после того, как он произошел.
«Обмен более вероятен, чем отправка этих граждан в космос. Официальные подтверждения мы получим только постфактум», – констатировал эксперт.
При этом он допустил, что так называемые «политические заключенные» могут быть тесно связаны с западными спецслужбами. Именно поэтому Вашингтон и его сателлиты предпринимают столь серьезные усилия, чтобы вызволить их.
Фото: globallookpress.com/Mauro Scrobogna
«Все российские «оппозиционеры» тем или иным образом связаны с американскими государственными структурами. При этом между финансированием Навального*, которое прямо идет из американских источников, и финансированием Ходорковского*, которое идет за счет Ходорковского, есть разница. Да, их вытаскивают, вытаскивают аккуратно, осторожно, почти нежно, но это вопрос, который всегда решается индивидуально. За некоторых, возможно, будут «вписываться». За некоторых – нет. Единого подхода нет просто потому, что нет единых возможностей. Все обмены не имеют единого цикла. Если вы выходите на подобного рода «рынок», то должны осознавать, какими «обменными возможностями» вы располагаете. Вы должны понимать, чего вы хотите, и что вы можете. Это – разные вещи», – заключил Михаил Макаров.
Мирный договор или очередной «договорняк»?
Есть и пессимистический взгляд на происходящее. По мнению некоторых, происходящий обмен может говорить о том, что Россия спешит «замириться» с Западом, вместо того, чтобы модернизировать экономику, управление и использовать все другие возможности для перелома в ходе политического противостояния. А после этого Запад в очередной раз нарушит все договоренности, и сделанные для их заключения уступки окажутся бессмысленными. К сожалению, примеры подобных действий Москва уже показывала, когда в ходе «деэскалации» оставила Киевскую и Харьковскую области.
По этой мрачной логике, следом за обменом заключенными последует оставление Россией каких-то новых территорий, по крайней мере тех, права на которые не удалось убедительно закрепить силой. Возможно, ЗАЭС и Энергодара.
Впрочем, не будем пессимистичными раньше времени. Ближайшие часы, скорее всего, расставят все точки над «Ё».
*Михаил Ходорковский внесен Минюстом в реестр иноагентов
*Алексей Навальный внесен в список организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму и экстремистской деятельности
*Владимир Кара-Мурза внесен Минюстом в реестр иноагентов
*Илья Яшин внесен Минюстом в реестр иноагентов