-
Фото: mil.ru
Президент России Владимир Путин напомнил, что Кремль готов ответить зеркально в случае размещения американских ракет средней и меньшей дальности в каком-либо регионе мира. Более того, страна уже сейчас готова приступить к производству ракет меньшей и средней дальности. Наконец, у России есть и козырь в рукаве – «Буревестник», ракета, которая благодаря своим характеристикам может летать практически бесконечно.
Еще во время послания Федеральному Собранию России 2018 года Путин анонсировал «Буревестник» разрабатываемую межконтинентальную крылатую ракету глобальной дальности с ядерной энергетической установкой.
Летом того же года было Минобороны показало видео, на котором проводятся испытания ракеты. Кадры подверглись критике со стороны западных СМИ: авторы материалов утверждали, что ракета в действительности упала в море.
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
В январе 2019 государственное агентство ТАСС, ссылаясь на собственные источники, писало о том, что испытания «Буревестника» прошли успешно. В феврале аналитики Business Insider, рассуждая на тему 13-х по счету испытаний, пришли к выводу, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Осенью CNBC сообщал о том, что не менее пяти испытаний провалились.
Ракета уже ждет своего часа. Возможно
Русский военкор, который предпочел остаться анонимным, отметил, что сейчас никто не сможет однозначно сказать, что происходит с «Буревестником», по крайней мере, в публичном пространстве, потому что это «вопрос стратегической важности и значимости для России».
«Мне кажется, что она проходит испытания, дорабатывается с учетом тех ошибок и «детских болезней», которые существовали на начальных этапах разработки. Скорее всего, где-то наши ученые в каком-нибудь НИИ очень усердно работают над устранением существующих недостатков: проводятся этапы модернизации, доработки. Но, как мы помним, даже американцы писали о том, что испытания на Новой Земле были успешными. Поэтому нельзя исключать, что ракета уже готова. И ждет своего часа. Все же такое оружие не просто так испытывают в столь отдаленных местах. И просто так его не показывают. Информации крайне мало, и в открытом доступе вы ее нигде не найдете», – заключил собеседник Новороссии.
Северодвинский инцидент
Другой военный эксперт, также пожелавший остаться неназванным, настроен более критически. По его мнению, фактически «Буревестник» не был готов – это подтверждает инцидент в Северодвинске в 2019 году, когда станции мониторинга отключали. Отключение пришлось как раз взрыв движка ракеты после приводнения в Двинский залив.
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Специалист подробно объяснил принцип полета «Буревестника» на примере других летательных средств. Любой летательный аппарат способен подняться в воздух за счет набегающего потока. Самолет или ракета движутся по горизонтальной плоскости. Под крыло идет поток воздуха; само крыло несколько повернуто, этот поворот называется «углом атаки».
В результате на нижнюю плоскость крыла оказывается большее давление: под крылом образуется зона сжатия воздуха. а над крылом – зона разряжения.
«Чем сильнее мы разгоняем аппарат, тем сильнее нагрузка на крыло. Когда мы доходим до субзвуковых скоростей и готовимся преодолевать звуковой барьер, у крыла, которое расположено под 90 градусов относительно корпуса, начинает нарастать вибрация. Его начинает трясти и впоследствии отрывает. С этим столкнулись все авиационные державы либо в конце Второй мировой войны, либо сразу по ее окончании», – говорит военный аналитик.
Эту проблему решили следующим образом – крыло начали отклонять назад – появилась своеобразная стреловидность. Но поначалу крыло просто слегка отклоняли назад. Благодаря этому рычаг, воздействующий на него, уменьшался, а площадь крыла и подъемная сила оставались прежними.
Выводы можно сделать даже по контурам ракеты
Чем выше становились скорости самолетов, тем больше росла нагрузка. В определенный момент даже отклоненное крыло начало отрывать. Что привело к очередной трансформации – самолеты стали снабжать треугольными крыльями.
«А теперь к сути. Если у ракеты крыло стоит перпендикулярно корпусу, то есть «крестиком», то становится понятно, что на сверхзвуковой скорости она лететь не может. Набегающим потоком ей попросту оторвет крыло, на скорости 700-900 км/ч. Если у крыла и есть стреловидность, то очень маленькая. Некоторые коллеги, при всем уважении, втирали мне какую-то дичь – что скорость небольшая. У «Беревестника», ага. Я видел скриншоты какой-то поездки Шойгу и, предположительно, там были завешенные брезентом «Буревестники». Но даже по контурам определенные выводы можно было сделать», – резюмировал эксперт Новороссии.