-
Фото: коллаж Царьград
Сирия – давний партнер России, но ее граждане стали ненавидеть русских, а экономическая ситуация не дает поводов для оптимизма. Оппозиционным арабским СМИ удалось популяризировать мнение, что русские пришли лишь за нефтью. Подробности – в материале ИА «Новороссия».
В сентябре 2015 года русская армия вошла в Сирию по просьбе президента Башара Асада, выступив на стороне правительственных войск против террористических группировок так называемого «Исламского государства»*. Благодаря помощи России уже через два года большая часть территории Сирии перешла под контроль законного правительства, «Исламское государство»* было разгромлено, а Америка была вынуждена отказаться от надежды сменить Башара Асада на кого-нибудь более любящего США.
Сегодня в Сирии находятся две русские военные базы – Хмеймим и Тартус. Сирия устами своего посла Башара Джаафари высказала намерение присоединиться к БРИКС. Взаимопонимание и совместная работа президентов Владимира Путина и Башара Асада были неоднократно и наглядно продемонстрированы всему миру. Да и вообще нашим дипломатическим отношениям более 80 лет. Казалось бы, проблем нет. Однако политолог, востоковед Андрей Онтиков считает, что проблемы не только есть, но и старательно заметаются «под ковер». Он поддерживает мнение, высказанное недавно главой русско-сирийской археологической экспедиции, археологом Тимуром Кармовым:
Благодаря оппозиционным арабским СМИ в сознание сирийцев вбили мнение: русские пришли, чтобы взять под контроль нефть – и всё…
Онтиков напоминает, что террористический оплот в Идлибе из-за политических игр с Турцией до сих пор функционирует. Сохраняется и американская оккупация Восточной Сирии. Москва теряет контроль над Сирией. По факту страна разделена на зоны влияния США, Турции и России, говорит политолог:
Всё это вызывает недовольство народа, причем не только у сирийских мусульман. Один мой знакомый передал слова сирийской православной христианки, которая говорила о русской оккупации. Многие русских называют оккупантами.
Недовольство жителей Сирии развивается на фоне ужасающей экономической ситуации. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, в 2023 году без обеспечения продовольствием остались около 55% населения Сирии, составляющего около 12,1 млн человек. Еще 2,9 млн человек находились в зоне риска. Причина – санкции Америки и Евросоюза, практически остановившие производство и закуп продовольствия, лекарств, медицинской техники.
Башар Асад. Фото:kremlin.ru/Global Look Press
В обмен на снятие санкций Америка и ее сателлиты по-прежнему требуют ухода Асада. Нехватка еды вызывает вопросы к России, отвечающей за ту часть страны, которую контролируют сирийские власти, говорит Андрей Онтиков:
Война идёт 13 лет, просвета нет. Нет никаких перспектив восстановления Сирии. Несколько лет назад Россия призывала международное сообщество участвовать, помочь, но кампания постепенно затихла, не встретив понимания.
Без Израиля не обошлось
В последнее время к списку антироссийских претензий, которые арабские СМИ и сирийская оппозиция активно внедряют в умы населения, добавился еще и израильский конфликт. Якобы Россия находится в контакте с Израилем, поэтому запрещает Дамаску сбивать израильские самолеты.
Фото: коллаж Царьград
Хотя русские вполне могли бы использовать против авиации ЦАХАЛ находящиеся на Хмеймиме комплексы С 400. Андрей Онтиков уверен, что, если Россия собьёт израильский самолёт, это будет означать войну. Но и оставлять это без реакции нельзя:
С другой стороны, на сирийской территории есть наши военнослужащие, и часто Израиль наносит удары в непосредственной близости от них, что создаёт угрозу для их жизни. Как бы то ни было, продолжать делать вид, что мы не замечаем действий Израиля в Сирии, означает и дальше терять лицо в арабском и исламском мире.
Опасные тенденции
Влиянию России, по мнению политолога, угрожает и попытка примирить Сирию с Турцией. Сирийцы требуют выхода Турции из Идлиба, но Анкара игнорирует эти требования. Турки же весьма хотят вернуть в страну происхождения до четырех млн сирийских беженцев, и это совсем не устраивает Башара Асада.
В Идлибе продолжается ползучая османизация: в хождении турецкая лира, обучение идёт на турецком языке. Перспективы освобождения Идлиба туманны. А теперь поставим себя на место сирийских властей. Ситуация и так тяжёлая. Как принимать людей? Где их селить, чем кормить? Тем более беженцы настроены против правительства. Вероятно, некоторые замешаны в террористической деятельности. Вот и перспективы примирения двух стран туманны,
– говорит Андрей Онтиков.
Эксперт настаивает, что Москва должна услышать мнение тех, кто говорит об опасных тенденциях в российско-сирийских отношениях, которые могут привести к потере Россией военных баз. Тем более, что к региону уже проявляют активный интерес мощные политические игроки – Китай и Индия.
*ИГИЛ, «Исламское государство» – признано террористической и экстремистской организацией, запрещено в России.