-
Фото: globallookpress.com/Russian Defence Ministry
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков переадресовал вопросы журналистов о неудачном испытании ракеты «Сармат» Министерству обороны. Военное ведомство, в свою очередь, предусмотрительно хранит молчание. Что же там случилось? Подробности – в материале «Новороссии».
Впервые ракету РС 28 «Сармат» запустили в апреле 2022 года, вскоре после начала специальной военной операции. В феврале этого года комплексы поступили в войска. И тут такое ЧП…
В администрации президента России не стали комментировать якобы имевший место инцидент со взрывом ракеты комплекса РС 28 «Сармат» на испытательном полигоне космодрома Плесецк.
Мы не располагаем никакой информацией на этот счет. Это скорее вопрос, который относится к компетенции наших военных, поэтому я рекомендую туда обращаться, — заявил пресс-секретарь президента Песков.
Первыми о неудачном тесте системы, которую на Западе называют «супероружием Владимира Путина», заявили сотрудники OSINT-проект MeNMyRC. Они же опубликовали спутниковый снимок стартовой площадки, на котором видна раскуроченная пусковая шахта с воронкой около 60 метров.
Подобные ракеты запускаются минометным способом, и, судя по всему, после старта изделия маршевые двигатели не смогли штатно отработать. В итоге корпус ракеты рухнул на стартовый стол, разметав часть шахты, а также прилегающие к ней инженерные сооружения.
В Сети публикуются спутниковые снимки после взрыва в пусковой шахте.
Специалисты MeNMyRC предположили, что Россия проводила плановые испытания боевой системы или же вела подготовку к ним. Позже стало известно об активности в это время американского самолета-разведчика Boeing RC 135S Rivet (Cobra) Ball, который базируется на Аляске. Пентагон задействует подобные борты для мониторинга пусков межконтинентальных баллистических ракет. Они о нас хотят знать всё. И, похоже, знают немало…
Сэкономили и получили?
Это настоящее ЧП масштаба страны, ведь «Сармат» является частью русской ядерной триады. По мнению военного эксперта Ильи Крамника, России не стоит экономить на высокотехнологичных проектах и их испытаниях.
Крамник дал честный расклад по взрыву ракеты «Сармат». Он пишет в своем канале о ГОСТе, который закладывается на этапе технического проекта:
У заказчика периодически наблюдается соблазн экономить на техпроекте, что должно по идее пресекаться на уровне ВПК, но тут этого не произошло.
Эксперт говорит о необходимости увеличения финансирования тестовых пусков, об автономных предварительных тестах и заводских испытаниях. Чем больше анализа, тем больше вероятность, что на испытания конструкторы попадут с готовым продуктом.
А там рецепт успеха один: больше стрелять. Это не тот случай, когда что-то решает моделирование, оно может отсечь некоторые вещи заранее, но от физических испытаний по-прежнему зависит очень многое.
Крамник привел статистику тестов комплекса «Воевода», который в СССР испытывали с 1973 по 1976 год. Тогда военные провели 43 пуска ракет, из которых семь оказались неудачными.
Стрелять надо чаще, по пять изделий в год, лучше по восемь, а не раз в полгода, чтобы не лезли уже проблемы с кооперацией и текучкой кадров, которые не на цепи сидят, и то работу получше находят, то карьерно растут, то на пенсию сваливают, то новые приходят. Вот вам картинка от гражданина, который знает, что жечь изделия на испытаниях нужно как можно больше, — заключили Илья Крамник.
На замену «Сатане»
С мнением автора Telegram-канала согласен и военный аналитик, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. В интервью корреспонденту «Новороссии» он напомнил, что РС 28 «Сармат» приходит на замену РС 36М «Воевода» («Сатана» по кодификации НАТО) и «это полностью новое изделие, в которое необходимо постоянно вкладываться».
Офицер подчеркивает, что в такой высокотехнологичной технике слишком много переменных, которые нужно учитывать на всех этапах производства.
Это 200-тонная ракета, которая забрасывается на 18 тыс. км. У нее 10 разделяемых боевых блоков по 750 килотонн каждая. А еще она создавалась с комплексом преодоления систем противоракетной обороны противника. Поэтому тут все сложно, от проектирования до испытаний и боевой работы.
Поэтому нет ничего удивительного в неудачах при испытаниях, это скорее стандартная работа инженеров и представителей РВСН. В качестве примера Дандыкин привел твердотопливные баллистические ракеты комплекса Д 30 «Булава», которые создавались с конца 90-х годов для подводных лодок проекта 955 «Борей»:
Тяжело шла работа у конструктора Соломонова. Мне люди рассказывали, что порой опускались руки и были мысли, что ничего не получится. Но сегодня они стоят на вооружении.