-
Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Автор: Редакция Новоросинформ
Операцию разработали заместитель командира роты и штурман полка. Выбрали Шаталовский аэродром, так как он лучше всего приспособлен для посадки подобных самолетов. Перелет проходил над Белоруссией, чтобы не попасть под действие украинской ПВО. Подробности читайте в материале «Новороссии».
Су 24 – по классификации НАТО Fencer, то есть «Фехтовальщик» – был разработан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. В серию фронтовой бомбардировщик пошел с 1971 года.
За всю историю производства было выпущено около 1400 Су 24 различных модификаций. Сегодня эти боевые машины играют ключевую роль в составе ВВС России. Они позволяют наносить ракетно-бомбовые удары в любых метеоусловиях и в любое время суток. В том числе – на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

MOD Russia/Global Look Press
Чёрный отказался присягать Украине
13 февраля 1992 года русские летчики перегнали шесть Су 24М с Украины в Россию. О подвиге офицеров 6-го бомбардировочного авиационного полка в своем блоге рассказал известный военный эксперт и публицист Владислав Шурыгин («Рамзай»).
Шурыгин подчеркивает, что это было время, когда Украину массово покидали русские офицеры, не желавшие давать присягу чужой стране. Полковник Черный – заместитель командира дивизии, в которую входил авиационный полк, дислоцирующийся в Староконстантинове (Хмельницкая область), – еще в январе отказался присягать на верность Незалежной. Вместе со штурманом полка он разработал план перелета в Россию. Публицист рассказывает:
Шесть Су 24М, поднявшись в воздух на облет, внезапно снизились на предельно малую высоту, выйдя из зоны видимости радаров, и совершили перелет на аэродром Шаталово (Смоленская область). В этот же день замкомполка, управлявший в тот день полетами, сел в личную машину и, забрав с собой знамя 6-го бомбардировочного авиационного полка, тоже выехал в Россию.
Офицеры отчаянно рисковали. Украинская ПВО к этому моменту уже имела приказ пресекать подобные перелёты любыми средствами. В том числе – огнем на поражение. Поэтому военлеты направили бомбардировщики через территорию Белоруссии, чтобы сразу выйти из воздушного пространства Украины.
Каждый СУ 24 – на вес золота
Владислав Шурыгин отмечает, что «угон» самолетов стал неожиданностью не только для ВВС Украины, но и для России. К авиаторам срочно вылетел главком ВВС Дейнекин, которому для этого пришлось покинуть Минск, где он находился на встрече «Беловежской тройки».
Встреча боевых летчиков состоялась на аэродроме Чкаловский в Подмосковье. Говорят, Дейнекин отругал летчиков за «самоволку», запретил встречаться с журналистами, после чего пообещал всем равноценные должности в России.
Самолёты Украине возвращены не были. Тем самым, подчеркивает публицист, герои-офицеры спасли тысячи жизней наших бойцов во время СВО:
По мнению натовских экспертов, наш фронтовой бомбардировщик – одна из лучших машин для операций над полем боя. Сегодня для ВСУ каждый Су 24 буквально «на вес золота», так как именно они способны нести западные крылатые ракеты SCALP и Storm Shadow.
Сколько самолетов у ВСУ
Экс-главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в интервью изданию The Economist рассказывал, что к февралю 2022 года Украина обладала 120 боевыми самолетами, из которых «лишь треть была пригодна к использованию».
В конце 2024 года у ВС ВСУ предположительно оставалось около 20 действующих бомбардировщиков СУ 24 и пара штурмовиков Су 25. Также на хранении находились еще около 40 «доноров», с помощью которых шел ремонт.
СМИ киевского режима сообщают, что с февраля 2022 года «союзники» передали Украине более 51 самолета от партнеров, включая МиГ 29, Су 25, F 16 и Mirage 2000. Еще 85 самолетов альянс планирует передать «в будущем». Думается, при условии, что будущее для киевского режима все же наступит.